вторник, 5 мая 2015 г.

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть
Обратил внимание, что в интернете часто нельзя найти информацию или фотографии актеров-участников Великой Отечественной. Поэтому пишу о тех, о ком удалось что-то найти (кроме биографии, конечно) Нет, на сайтах и в блогах часто пишут об актерах-фронтовиках, но при этом упоминаются одни и те же имена всем известных актеров - всеобщих любимцев и кумиров. Я решил "копнуть" поглубже, и благодаря биографиям актеров, помещенных в Википедии и на киносайтах, пока удается собирать по крупинкам "актерскую фронтовую роту"... Пусть этот проект будет моим вкладом в дань памяти тем, кто не пришел с войны, тем, кого нет уже с нами, тем немногим ветеранам, которые еще живы. И еще заметил, поскольку делал это не специально - в каждой подборке об актерах-фронтовиках только один из 11 человек еще жив. Уходит поколение...

Светлая память всем погибшим и умершим уже после войны!

Виктор Алексеевич Байков


10 ноября 1922, д. Дровники, Смоленская область — 3 июля 1993, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974), заслуженный деятель культуры Польши (1976).

В 1939-1941 годах Виктор учился в студии Камерного театра. Еще во время учебы, с 1940 года, Байков стал играть в вспомогательном актерском составе Центрального Театра Красной армии. После начала войны был направлен на фронт, в 1941-1942 годах служил в стрелковом полку в Ижевске, в 1942-1943 годах – в железнодорожном полку в Троицке. В 1943-1944 годах в качестве актёра-стрелка продолжил службу в Джаз-ансамбле железнодорожных войск, в 1944-1945 годах - старшим писарем автобазы Генштаба.

После войны был принят на должность актёра вспомогательного состава в Московский театр Сатиры (1946-1948). В 1948 году руководил художественной самодеятельностью 1–го Государственного строительного треста МВД СССР, а в 1949-1950 годах был руководителем художественной самодеятельности на Фабрике Детской книги.

С 1950 года стал штатным актёром Театра Сатиры. Не имея высшего театрального образования, актер сразу плотно вошёл в репертуар театра, а в 1956 году окончил заочное отделение актёрского факультета ГИТИСа. В Театре Сатиры актер прослужил до самой смерти.

Известным зрителю Байков стал, прежде всего, по роли пана Вотрубы в телевизионном «Кабачке «13 стульев»» (1968-1980). Первой киноролью актера стал Ксан Ксаныч в комедии Юрия Чулюкина «Девчата» (1961). Снялся почти в 20 фильмах, среди которых: «Выстрел в тумане» (1963), «Золотой телёнок» (1968), «Освобождение» (1970), «Старики-разбойники» (1971), «Чиполлино» (1973), «Анискин и Фантомас» (1974), «Ревизор» (1982) и др.

Последние годы жизни Виктор Алексеевич тяжело болел. Ему ампутировали ноги, но он по-прежнему оставался на сцене родного театра. В спектакле «Молодость Людовика XIV» специально для Байкова были придуманы мизансцены, где ему не нужно было стоять или ходить. Рабочие сцены и партнёры носили старого актёра за кулисы на руках.

Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1948).


Николай Михайлович Бармин

22 марта 1922, пос. Ленино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий), Кемеровская область - 12 января 1997, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации (1993).

Родился в семье рабочего. В 1941 году, после окончания средней школы, ушел на фронт, принимал участие в боевых сражениях на Юго-Западном и Украинском фронтах. После войны поступил в ГИТИС.

С 1948 года - актер Центрального театра транспорта (сейчас Московский театр им. Н. В. Гоголя). В 1955-1990 годах играл на сцене Театра-студии киноактера. В кино Бармин дебютировал еще в студенческие годы, первый фильм «Поезд идёт на восток» (1947).

Снялся в 84 фильмах, среди которых известны: «Девочка ищет отца» (1959), «Им покоряется небо», (1963), «Отец солдата), ( 1964), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Укрощение огня» (1972), «Рождённая революцией» (1974), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), «Сибириада» (1978). Почти в половине фильмов актер играл офицеров, командиров, военных – полковников и генералов.

Фёдор Михайлович Валиков


13 января 1926 – 13 ноября 1999

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский и российский актёр театра и кино.

Во время войны воевал в должности номерного минометного расчета в 3-м мотострелковом батальоне, 35-й механизированной Слонимско-Померанской Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова бригады, 1-го мехкорпуса 2-й танковой армии.

После войны работал в Новосибирском и Ташкентском ТЮЗах, Дзержинском драматическом театре, в московском театре «Современник», а в последние годы – в Театре-центре имени М. Н. Ермоловой.

В кино начал сниматься поздно, с 1973 года. Острохарактерный, комедийный актёр был мастером эпизода. Наиболее известен по роли деда Евсея Галаншина в телесериале «Вечный зов» (1973-1983). Сыграл также небольшие, но яркие роли деревенских мужичков и старичков в сорока фильмах, среди которых: «Золотая речка» (1976), «Аллегро с огнём» (1979), «Следствие ведут Знатоки» (1980), сериал «Россия молодая» (1981), «Сентиментальное путешествие на картошку» (1986), «Умирать не страшно» (1991), «Раскол» (1993), «Сирота казанская» (1997), «Му-Му» (1998) и др.

В феврале и мае 1945 года был награжден орденами Славы II и III степени и медалью «За Отвагу» (1945, хотя был представлен к ордену Красной Звезды), к 40-летию Победы – орденом Отечественной войны II степени (1985).

Алексей Захарович Ванин

9 января 1925, пос. Благовещенка, Алтайский край – 22 мая 2012, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации (1998).

Приписав себе год и изменив дату рождения на 13 февраля 1924 года, добровольцем ушел на фронт. Ванин воевал в составе Сталинской Сибирской дивизии, был трижды ранен.

Демобилизовавшись в 1945 году, хотел идти работать в театр художником, но его заметил мастер спорта по классической борьбе Василий Иванович Анисимов. Начав тренироваться, вскоре Алексей стал чемпионом города Киселёвска, где он тогда жил, потом Кемерова, Сибири и Москвы. Участвовал во всесоюзных соревнованиях, став двукратным серебряным (1956, 1959) и двукратным бронзовым призёром (1955, 1961) чемпионатов СССР по классической борьбе, входил в состав сборной СССР. Был приглашён в Москву, где планировал заняться тренерской работой.

В 1953 году случайно попал на отбор актёров на заглавную роль кузнеца Ильи Громова в фильме «Чемпион мира» (1954) и был утвержден. Так борец стал актёром. Фильм имел успех, исполнителя заметили и стали приглашать на эпизоды в кино. Одновременно Ванин учился в Институте физической культуры, затем перешёл в Московскую школу машинистов локомотивов и электровозов, которую окончил в 1964 году. С 1962 года он работал тренером в ДСО «Локомотив».

С начала 1970-х годов Ванин много снимался в кинофильмах, среди которых: «Герой нашего времени» (1965), «Щит и меч» (1968), «Джентльмены удачи» (1971), «Конец Любавиных» (1971), «Вечный зов» (1973), «Агония» (1974), «Афоня» (1975), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Позови меня в даль светлую» (1977), «Через тернии к звёздам» (1980), «Василий Буслаев» (1982), «Военно-полевой роман» (1983), «Гардемарины, вперёд!» (1987), «Виват, гардемарины!» (1991), «Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа» (1991), «Сын за отца» (1995), «Любить по-русски 2» (1996), «Next 2» (2002) и др. Снялся в двух картинах своего земляка Василия Шукшина – «Ваш сын и брат» (1965) и «Калина красная» (1973), вместе с Шукшиным снимался у Сергея Бондарчука в фильме «Они сражались за Родину» (1975).

С 1998 года ежегодно, в подмосковной Щербинке проходит Всероссийский юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы Алексея Ванина. Скончался актер 22 мая 2012 года на 88-м году жизни после продолжительной болезни.

Награжден орденами Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1985), орденом Дружбы (2009), медалями «За отвагу» (1943) и «За заслуги перед обществом» (2009), юбилейными медалями.

Николай Николаевич Засухин

7 апреля 1922, пос. Иващенково (ныне Чапаевск), Самарская область – 25 августа 1992, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1964).

Николай Засухин родился и вырос в Москве. В 18 летнем возрасте, в 1940 году, он был призван в ряды РККА, где служил в течение шести лет. С началом войны участвовал в боевых действиях. Демобилизовался из армии в 1946 году.

В 1947-1948 годах учился в студии при Куйбышевском театре имени Горького, в 1948 году актер был принят в труппу театра и служил в нем до 1972 года, сыграв множество ролей. В 1972 году Засухин стал актером МХАТа имени М. Горького. Во МХАТе актёр сыграл меньше ролей, чем в Куйбышеве (ныне Самара), а после раскола театра в 1987 году предпочел остаться во МХАТе имени Горького под руководством Татьяны Дорониной, где и проработал до конца своих дней.

В кино Засухин снимался нечасто, играя преимущественно чиновников и партийных работников, следователей и директоров. Дебют актера в кино состоялся в фильме «Твой современник» (1967) в роли заместителя председателя Совета министров СССР. Благодаря внешнему сходству с известным политическим деятелем, наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым, сыграл его в восьми фильмах: «Выбор цели» (1974), «Солдаты свободы» (1977), «Победа» (1984), «Битва за Москву» (1985), «Закон» (1989), «Сталинград» (1990), «Война на западном направлении» (1990) и «Ангелы смерти» (1993). Впрочем, в памяти многих остались более интересные образы, воплощенные Засухиным в фильмах: «Щит и меч» (1968), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Развлечение для старичков» (1976), «Хождение по мукам» (1977), «Подросток» (1982), «Гонки по вертикали» (1983), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Профессия – следователь» (1984), «Конец операции «Резидент»» (1986), «К расследованию приступить» (1986), «Тихий Дон» (1992-2006).

Актер награжден орденом Отечественной войны II степени (1985) и юбилейными медалями.

Валентин Иванович Зубков

12 мая 1923, с. Песчаное, Рязанская губерния - 18 января 1979, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1969).

Валентин в 1941-1943 годах учился в Армавирской военной авиационной школе, после чего был лётчиком–истребителем на фронтах Великой Отечественной войны. После войны работал в организации «Спецконтрольпроект».

В конце сороковых годов Зубков занимался в самодеятельной театральной студии при МГУ, которой руководил Константин Воинов. У Воинова Зубков, не имея никакого специального образования, сыграл главные роли в фильмах «Трое вышли из леса» (1958), «Над Тиссой» (1958), «Солнце светит всем» (1959) и эпизодическую роль в картине «Дядюшкин сон» (1966). Впрочем, самые первые – эпизодические роли Валентин сыграл сразу после войны – в фильмах «Близнецы» (1945) и «Русский вопрос» (1947). Интересная фактура Зубкова привлекла внимание кинематографистов. В 1957 году актер сыграл известные всем роли в фильмах «Летят журавли» и «Коммунист».

С 1960 года он был принят в Театр-студию киноактёра. Из-за проблем с алкоголем актер остался на второстепенных и эпизодических ролях. Среди известных работ - роли в фильмах: «Отчий дом» (1959), «Леон Гаррос ищет друга» (1960), «Северная повесть» (1960), «Евдокия» (1961), «Семь нянек» (1962), «Иваново детство» (1962), «День счастья» (1963), «Поезд милосердия» (1964) «На войне, как на войне» (1968), «С тобой и без тебя» (1973).

После смерти сына летом 1977 года актёр серьёзно заболел: у него была диагностирована деменция. Скончался спустя полтора года в возрасте 55 лет.

Иван Герасимович Лапиков

7 июля 1922, хутор Заячий, Саратовская губерния – 2 мая 1993, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1982), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973), премии Ленинского комсомола (1979), Государственной премии СССР (1979), призер Всесоюзного кинофестиваля (1982).

Иван родился в крестьянской семье, детство провёл в селе Горный Балыклей Царицынской губернии (ныне - Волгоградская область). Школу закончил в Сталинграде, в заводском Дворце культуры имени Ленина занимался в драмкружке и струнном оркестре. В 1939 году поступил в театральное училище в Харькове, но проучился всего два курса - началась война.

Иван вернулся в Сталинград, начал работать в городском драмтеатре имени М. Горького. Позже Лапиков был мобилизован в батальон, строивший противотанковые заграждения под Сталинградом. Во время Сталинградской битвы на рыбацкой лодке переправлял раненых через Волгу – на другой берег, в тыл. Был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

В Сталинградском театре актер проработал до 1963 года, затем переехал в Москву, где вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. В кино начал сниматься с 1954 года, но популярность пришла к артисту в 1964 году с выходом на экраны фильма «Председатель».

Всего за сорок лет работы в кино Лапиков снялся в семидесяти пяти фильмах, создав целый ряд подлинно народных образов, среди которых работы в фильмах: «Андрей Рублёв» (1966), «Журналист» (1967), «Братья Карамазовы» (1969), «Егор Булычёв и другие» (1971), «Минута молчания» (1971), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Отец Сергий» (1978), «Маленькие трагедии», (1980), «Возвращение Будулая» (1985), «Борис Годунов» (1986), «Село Степанчиково и его обитатели» (1989), «Тихий Дон» (1994-2006). Среди самых известных ролей — Панкрат Назаров в телесериале «Вечный зов» (1973-1983), кузнец Жёмов в дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980), архиепископ Афанасий в сериале «Россия молодая» (1981), Ерофеич в трилогии «Фронт без флангов» (1974), «Фронт за линией фронта» (1977) и «Фронт в тылу врага» (1981).

Скончался Иван Лапиков 2 мая 1993 года во время выступления перед воинами одной из подмосковных частей, похоронен на Ваганьковском кладбище. По инициативе доктора наук, писателя Коротова Е.В в 2003-2012 годах был открыт музей (2004) в родном селе актера и установлена мемориальная доска (2012) на доме, где он родился. В Волгограде имя Лапикова присвоено улице (2004), установлены мемориальные доски на доме, где он жил (2004), и на здании Волгоградского драмтеатра (2008), на сцене которого актер проработал 22 года.

Николай Сергеевич Лебедев

родился 15 декабря 1921 года в Москве

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России, старейший актер театра имени Моссовета, награжден Орденом Почёта (2008).

Николай родился в Москве. Его родители были театральными кассирами: отец в «Эрмитаже», мать в Театре Моссовета. В девятом классе парня выгнали из школы за прогулы, он поступил в театральную студию при доме «Медсантруд», где преподавали Хмелев и Эфрос, и параллельно ходил на вечерние курсы, чтобы получить среднее образование. После окончания учёбы в студии, в начале 1940 года Лебедев поступил в молодежную труппу Московского театра юного зрителя (МТЮЗ), откуда его и призвали в армию в апреле 1941 года.

Служил актер пулеметчиком в 45-м стрелковом полку 24-го механизированного корпуса 6-й армии в городе Проскурове (ныне Хмельницкий) на Украине. После начала войны часть привели в боевой порядок и направили на фронт. Оружия не хватало, Лебедеву выдали только пистолет, через неделю он получил винтовку, и только после первого боя ему пришлось заменить убитого пулемётчика. В звании лейтенанта и должности командира взвода Лебедев продолжал воевать, хотя советские войска терпели поражения и с тяжёлыми боями отступали.

Во время боя под Уманью в августе 1941 года Николай был контужен, по дороге в госпиталь санитарную машину обстреляли, и он вместе с другими ранеными попал в плен. Из-за ранения избежал попадания концлагерь на окраине Умани, который называли «Уманская яма», а был вместе с другими раненными отвезен в деревню Терновка под охрану полицаев из местных жителей. Через несколько дней, выждав удобного случая, Лебедев бежал из-под охраны, в ближайшей хате его переодели в штатское, и Николай, взяв у хозяйки дома лопату, пошел через всю деревню в поле, изображая местного крестьянина.

Лебедев прошел пешком чуть ли не всю Украину и Орловскую область, несколько раз его хватали полицаи, задерживали немцы. Но каждый раз Николаю удавалось бежать. В посёлке Тараща был схвачен украинскими полицаями и определен на хозяйственные работы в больницу – он должен был возить на волах воду из речки. При попытке скрыться его арестовали гестаповцы и отправили в концлагерь для военнопленных в Белую Церковь в Киевской области.

Группу пленных водили на работы близ железной дороги, и однажды Николаю удалось бежать через железнодорожную насыпь в сторону ближайшей деревни. Рискуя жизнью, его впустила на ночь украинская семья. Лебедев вновь отправился к линии фронта, пытаясь добраться до своих. Питался грибами, ягодами, тем, чем делились люди в оккупированных селах. Летом шёл босиком, а когда похолодало, раздобыл обувку: лапоть и резиновую галошу.

Зная, что в Черниговской, Сумской, Гомельской и Брянской областях уже действуют партизанские отряды, он решил пробираться в Корюковские леса на Черниговщине. Вновь был задержан местными полицаями, немцы отправили его в лагерь в Нежине Черниговской области, но сбежал Лебедев и оттуда. Понимая, что все эти места «нашпигованы» фашистскими кордонами, Николай направился в Орловскую область. При переходе линии фронта он был снова схвачен немцами и отправлен в лагерь в Орел.

Удивительный факт, от расстрела Лебедева дважды спасли сами немцы и «изменники Родины». Сначала немец на допросе, который до войны приезжал на гастроли в театр «Эрмитаж», где кассиром работал отец Николая, вместо расстрела отправил парня в пересыльный лагерь в Колпне. Там Лебедев заболел сыпным тифом и почти 10 дней провалялся без сознания, а потом пытался победить болезнь, хотя у него отнялись ноги.

Когда советские войска перешли в тех краях в наступление, фашисты решили перегнать пленных в концлагерь в Орёл. Больных и немощных расстреливали, но власовец, служивший в тюрьме и оказавшийся тоже москвичом с Арбата, перенёс его в грузовую машину к другим военнопленным и даже дал в дорогу хлеба. Когда же линия фронта приблизилась к Орлу, всех заключённых в спешном порядке погрузили в товарные вагоны и повезли в Польшу, а оттуда направили в концлагерь Ламсдорф.

Еще один удивительный факт. Уже в этом веке Лебедеву позвонила руководитель Международной ассоциации общественных поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества» Евгения Иванова, которая сообщила, что орловские поисковики прислали список советских военнопленных-москвичей, содержавшихся в годы Великой Отечественной войны в концлагере города Орёл. В этом списке Лебедев значится в числе погибших военнопленных, расстрелянных 6 февраля 1943 года.

Впрочем, и по дороге в Германию Лебедев пытался бежать. С товарищами они начали вырезать в полу отверстие, в надежде сбежать из вагона на остановках. На польской станции Познань узников выгнали на платформу и, проверив состав, обнаружили, что в двух вагонах заключённые готовили побег. Тогда немцы заставили пленных раздеться донага, загнали их в один вагон, вещи побросали в другой. И обнаженных в февральские морозы привезли в филиал концлагеря Освенцим - Лансдорф.

Там военнопленных использовали на тяжёлых работах в каменоломнях, на шахте в Катовице, заставляли строить дорогу, корчевать в лесу пни. Позже Николая переместили в лагерь в Судетских горах, где находились пленные канадцы, англичане и итальянцы. Здесь Лебедев и дождался освобождения.

Лебедев, как и другие военнопленные, прошёл проверку СМЕРШ, его тщательно допрашивали сотрудники госбезопасности. После проверок и допросов Лебедева направили переводчиком в комендатуру сначала в Вене, а потом в Венгрии. Сам ветеран вспоминал: «Наверное, единственное, что меня спасло тогда от севера и уже советских лагерей, так это то, что наш лагерь освободила советская армия. Вот если бы меня освободили американцы или англичане, то тогда бы мне ничего не помогло. Мне рассказывали, что солдаты, оказавшиеся в плену во время финской войны, после освобождения все получили по 25 лет лагерей у себя на родине».

В 1946 году Лебедев демобилизовался и вернулся в Москву. Поступил в МТЮЗ, где работал до войны. Через несколько месяцев поступил в Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына)., стараясь совмещать учёбу и работу. В 1950 году окончил Школу-студию, но из-за пребывания в плену работа во многих ведущих театрах столицы была для него закрыта, хотя актера хотели пригласить в МХАТ.

Не побоялся взять Лебедева в свою труппу только главный режиссер Театра имени Моссовета Юрий Завадский. Сыграло, наверное, еще то, что здесь работала его мать, да и сам актер во время учебы подрабатывал в театре, помогая делать декорации. На сцене Театра имени Моссовета Николай Сергеевич работает уже 65 лет и по-прежнему активно занят в репертуаре.

В кино Лебедев дебютировал в роли полковника Синицына в фильме «Нормандия-Неман» (1959). Снялся в 30 кинокартинах, часто исполняя главные роли. Известность актеру принесли фильмы «Ровесник века» (1960), «Евдокия» (1961) и «Тишина» (1963). Среди других фильмов – «Павлуха» (1962), «Одиночество» (1964), «Освобождение» (1971), «Человек в проходном дворе» (1971), «Инспектор уголовного розыска» (1971), «Будни уголовного розыска» (1973), «Старая крепость» (1973), «Вечный зов» (1973), «Выбор цели» (1974), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Освобождение Праги» (1976), «Отпуск за свой счёт» (1981), «Живой труп» (1987), «Бродячий автобус» (1989).

Глеб Васильевич Романов

24 июня 1920 или 24 июля 1922, Тюмень - 15 января 1967, Ленинград

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский артист театра и кино, певец, исполнитель танцев народов мира.

В 1939 году Романов поступил на актёрский факультет ВГИКа. Но после второго курса был призван в Красную армию, солдатом прошёл всю Великую Отечественную войну. Демобилизовавшись в 1946 году, вернулся в институт.

В 1948 году с отличием окончил актёрский факультет ВГИКа (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). В дипломном спектакле по роману А.Фадеева «Молодая гвардия» исполнил роль Ивана Туркенича. В том же 1948 году Сергей Герасимов снял одноимённый фильм, взяв на главные роли студентов своего курса, в числе которых были будущие «звезды» советского кино – Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Евгений Моргунов, Клара Лучко, Людмила Шагалова и др. Фильм получил Сталинскую премию и стал кинодебютом вчерашнего выпускника Романова.

В 1948-1964 годах он состоял в труппе Театра-студии киноактёра, играл в спектаклях театра, а параллельно выступал с сольными эстрадными номерами. Гастролировал по Советскому Союзу, в Венгрии, Австрии, Германии, Польше, Румынии, Чехословакии с концертными программами, в которые входили песни и танцы народов мира. В 1957 году Глеб Романов выступил с сольной программой на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, где исполнял песни на 17 языках.

Кинозрителям 1950-х годов Глеб Романов запомнился своими ролями в фильмах «Кавалер Золотой Звезды» (1950), «Адмирал Ушаков» (1953), «Попрыгунья» (1955). Огромную популярность актеру принесла роль влюблённого матроса Сергея Чайкина в фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы»» (1958), а исполненная им в картине песня «Тот, кто рождён был у моря...» сразу стала хитом.

Испытание славой актер не прошел. В 1965 году за хулиганский поступок на гастролях во Владивостоке (швырнул в окно гостиницы бутылку из-под шампанского и попал в голову случайного прохожего) Романов был осуждён на 3 года. 29 сентября 1965 года по ходатайству актерской секции Глеб Романов был исключен из Союза кинематографистов. Через год, благодаря ходатайству С. Бондарчука и одного из редакторов газеты «Правда», его помиловали, но актер от пребывания в тюрьме так и не оправился. Он умер через год в Ленинграде от сердечной недостаточности, вызванной приступом астмы, в возрасте 46 лет.

Глеб Александрович Стриженов

21 июля 1925, Воронеж - 4 октября 1985, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974), старший брат известного актёра Олега Стриженова (род. 10 августа 1929).

Стриженов родился в семье военного, его отец, Александр Николаевич, дослужился до комбрига. В 1935 году семья переехала в Москву. В 1941 году Глеб Стриженов пошёл добровольцем на фронт, для чего исправил дату рождения в паспорте на 21 июля 1923 года. После этого во всех документах указывалась неверная дата. В первом же бою молодой боец получил контузию и впоследствии был признан негодным к военной службе.

В 1941-1942 годах Стриженов работал актёром Кировского областного драмтеатра. С 1943 года работал в театрах Ульяновска, Владимира, Иркутска, в Театре Балтийского флота. Вернувшись в Москву, в 1953 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Василия Осиповича Топоркова). Работал в Московском центральном театре транспорта, Московском театре драмы и комедии, в 1962 году был принят в труппу Театра-студии киноактёра.

В кино дебютировал в 1957 году в фильме «Необыкновенное лето», сыграл в 43 кинокартинах, самые известные из которых: «Поединок» (1957), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Неуловимые мстители» (1966), «Миссия в Кабуле» (1970), «Единственная дорога» (1974), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Красное и чёрное» (1976), «Дни Турбиных» (1976), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Гараж» (1979), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Тегеран-43» (1980), «Через тернии к звёздам» (1980), «Блистающий мир» (1984), «Канкан в Английском парке» (1984).

Умер в 1985 году от рака лёгких.

Станислав Юлианович Чекан

2 июня 1922, Ростов-на-Дону – 11 августа 1994, Москва

К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть К 70-летию Победы - 70 судеб. Актеры. Кумиры. Фронтовики. IV часть

Советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1955).

Станислав родился в Ростове-на-Дону. Когда Станиславу было 15 лет, его отца, поляка по национальности Юлиана Егоровича арестовали как врага народа, сославшись на то, что он, будучи поваром, собирался отравить советских солдат. Вскоре арестовали и маму Матильду Ивановну, которая тоже работала поваром и была по национальности немкой.

Младшего брата, пятилетнего Володю отправили в детдом, а Станислава - в трудовую колонию. Там он впервые стал участвовать в самодеятельности, благодаря воспитательнице, которая была бывшей актрисой и разглядела в парне талант. Из колонии Станислава направили в ремесленное училище, но по дороге он свернул в Ростов, где поступил в училище, но театральное. Еще во время приемных экзаменов Станислав подружился с парнем, который оказался Сергеем Бондарчуком. Оба были уверены, что не пройдут, но из 200 человек взяли именно их двоих.

С 1938 по 1941 год Чекан учился в студии Юрия Завадского при театральном училище Ростова-на-Дону. Когда началась война, в 1941 году Станислав ушёл на фронт рядовым солдатом. После тяжелого ранения под Новороссийском его списали во фронтовой ансамбль.

В 1945 году Станислав Чекан становится актёром Одесского театра Советской Армии, затем, в 1948-1956 годах служит актёром Центрального театра Советской Армии в Москве. С 1958 по 1993 год Чекан состоял в труппе Театра-студии киноактёра.

В кино актер дебютировал в роли рядового в фильме «Сын полка» (1946). Фактурный и колоритный характерный артист, с большим обаянием и чувством юмора, Станислав Чекан был востребован режиссерами. Он сыграл в 68 фильмах, воплотив образы настоящих рабочих мужиков, сильных и смелых людей. Среди известных фильмов актера: «Тарас Шевченко» (1951), «Застава в горах» (1953), «Борец и клоун» (1957), «Человек-амфибия» (1961), «Вызываем огонь на себя» (1964), «Эскадра уходит на запад» (1965), «Виринея» (1968), «Война и мир» (1968), «Новые приключения неуловимых» (1968), «Братья Карамазовы» (1969), «Севастополь» (1970), «Приваловские миллионы» (1972), «Любовь земная» (1974), «Невеста с севера» (1975), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Судьба» (1977), «Гонки по вертикали» (1983), «Первая Конная» (1984). Самой известной ролью актера, после которой на него обрушилась всесоюзная слава, стала небольшая роль милиционера Михаила Ивановича в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968).

Станислав Чекан ушёл из жизни 11 августа 1994 года после продолжительной болезни.

Награжден орденом Отечественной войны 2 степени (1985).

Продолжение следует...
Парашутов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика