понедельник, 31 августа 2015 г.

Скандальный фонтан «Брачная карусель» в Нюрнберге

Фонтан это я обошла три раза, внимательно вглядываясь в его детали и поражаясь фантазии и мыслям скульптура, который его создал. «Брачная жизнь» – скульптура в чем-то спорная, а в свое время и скандальная.



Фонтан расположен на Людвигсплатц рядом с древней Белой башней (хотя она совсем не белая,ну такое название потому что в Средние века сварливых жен в качестве наказаниязаставляли белить эту башню :)). Здесь пешеходная зона и всех прогуливающихся непременно привлекает этот фонтан: он не очень большой, но весьма колоритный.

Убедитесь сами…

В объявленном творческом конкурсе (требовалась скульптурная группа, способная закрыть большое вытяжное отверстие прямо по среди площади) победил скульптор Юрген Вебер, который создал скульптуру по мотиву стихотворения «Горько-сладкая семейная жизнь» (1541 год), принадлежащего перу самого известного нюрнбергского поэта Ханса Сакса. Так решилась судьба маленькой площади и появилась в Нюрнберге новая достопримечательность. Случилось это в период 1977 – 1984 годы.



И вот скульптор Вебер на основе этого стихотворения создал фонтан, где чередуются счастливые и ужасные грани семейной жизни. Отсюда и название фонтана «Брачная карусель». Все детали продуманы и не случайны, так что помимо очевидного, много и тайного скрыто в этом фонтане. Рядом с фонтаном на земле лежит большое сердце из розового мрамора, на котором выбиты стихи Ханса Сакса.

Ну и подробные детали…

Чистая любовь изображена в виде обнимающейся обнаженной пары, которая лежит на ложе, созданной парой лебедей (думаю, все знают, что эти птицы однолюбы и символизируют вечную любовь).



Делаем несколько шагов и картинка сменяется: здесь пожилая пара, скованные одной цепью и ссорящиеся. Злые лица, вокруг языки пламени – в общем, ощущение не самые приятные. Вот люди, которые всю свою жизнь «грызутся» и это их и свзывает.



Дальше идет как бы начало фонтана – я начала расссказ не с него, потому что круговой цикл не описывает семейную жизнь в порядке времени, а просто показывает разные грани и хотелось начать с чего-то хорошего. Про это довольно необычное начало я расскажу в конце, когда круг замкнется. А пока проходим дальше и видим романтичную сцену: молодая девушка выходит из морской раковины (предполагаю, что отсылка к картине Боттичелли "Рождение Венеры") и парень с трубой (почему-то ассоциация с американским джазом лично у меня). Но в любом случае: легкость, влюбленность, романтика…



Мне кажется скульптор был чем-то обозлен на свою жену, так как следующий сюжет опять негативный и женщина представляется в нем жадной и злобной, а мужчина –подавляемый женой. Вглядитесь в эту сценку: толстая злобная жена и худой страдающий муж. Она жадно лопает кусок торта, причем с его тарелки! Вглядитесь: у нее есть свой! На ней золотые часы, украшения на шеи, кольца на пальцах…. На нем какие-то лохмотья. На столе золотая посуда (скульптор умело применяет золотой цвет в скульптуре, когда хочет сделать акценты на каких-то деталях).



Эта парочка расположилась на звере очень похожем на медведя, пожирающем рыбу. Тут надо уточнить, что это не медведь, а росомаха и смысл станет понятен, если перевести: по-немецки росомаха «Vielfraß», что означает «обжора», «чревоугодник».



Дальше снова «светлая» часть фонтана – на сей раз пеликан (символ материнства) и на нем семья с детьми. Мать кормит детей...чем бы вы думали? Конечно яблоком! Символизм во всем. Только почему-то отец семейства смотрит совсем в другую сторону от своей семьи. Еще один символ можно увидеть, обратив внимание, что пеликан, на котором расположилась семья, вырывает клювом свое сердце. Это напоминание о легенде, в которой мать накормила голодных детей своим сердцем.



Проходим еще не много и… ужас! Полуразлажившиеся трупы продолжат ссору и за гранью жизни, один пытается удушить другого (вернее одна другого, как мне показалось, трудно судить по этим останкам). Все это происходит на то ли ящерице, то ли драконе. Интересный момент: на лапе дракона есть гравировка с цифрами 01.07.1977. В этот день был принят в Германии новый закон о разводах.



Ну и про «точку разрыва», с которой начинается фонтан: это встреча женщины-нимфы и…козла! Понимаю, что козел символ плодородия, но на мой скромный взгляд мужчина с нимфой смотрелся бы лучше….. хотя автору виднее. :)





Во время установки фонтана 30 лет назад кипели не шуточные споры (особенно по поводу слишком уж интимных подробностей скульптур и яркого выражения скандальной части семейной жизни), даже в какой-то момент власти отказались оплачивать проект. Тем не менее работа была закончена за несколько лет и теперь это местная достопримечательность, пользующийся большим спросом у туристов.

Еще несколько деталей….



Надпись на камне: "Пока смерть не разлучит вас".




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика