среда, 6 мая 2015 г.

Один язык — хорошо, два — полезнее

Один язык — хорошо, два — полезнее
Их называют билингвами — людей, владеющих двумя языками. Многие становятся билингвами уже в зрелом возрасте. Но огромное количество людей на планете — билингвы с самого раннего детства. Например, ребенок в большинстве дворянских семей России был билингвом с самого раннего детства. А часто знал и несколько языков. И уж, во всяком случае, подобно Евгению Онегину, «по-французски совершенно мог изъясняться и писал».

Но дореволюционные традиции раннего обязательного языкового обучения — в далеком прошлом. В современном обществе нет единого мнения по поводу целесообразности изучения языков в детстве. Мода на изучение иностранных языков часто соседствует с бытующим мнением, что не стоит «нагружать» мозг ребенка излишней информацией. Каковы бы ни были аргументы с той и другой стороны, есть вполне простые и очевидные медицинские аспекты этого процесса.

Статистические данные современных научных исследований в этой области доказывают полезные стороны раннего изучения нескольких языков. И, прежде всего, речь идет именно о медицинских показаниях. Оказалось, что дети-билингвы гораздо эффективнее используют свой мозг в пожилом возрасте и имеют существенно более низкий уровень когнитивных нарушений.

Изучение языков полезно для мозга


Не секрет, что с возрастом постепенно снижается способность нашего мозга выполнять сложные задачи, такие как планирование, составление графиков и постановка многозадачности, а также способность адаптироваться к незнакомой обстановке и обстоятельствам.

Недавно, в официальном издании «Нейронаучного Общества» (SfN), объединяющего по всему миру более сорока тысяч врачей и ученых в области изучения мозга и нервной системы, были опубликованы результаты масштабного исследования. Было проведено сканирование мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) пожилых людей в возрасте от 60 до 68 лет во время выполнения тестового задания. Оно состояло из трех простых задач. Первая требовала от участников определить, является ли заданная форма кругом или квадратом, вторая состояла в том, чтобы определить цвета нескольких предметов, а третья задача была комбинацией первых двух. Так как участники должны поочередно принимать решение по двум разным направлениям (цвету и форме), учение называют такого рода тесты заданиями «с переключением задач».

У всех, кто принимал участие в исследовании, тест с переключением задач занял больше времени, чем выполнение двух других более простых заданий. Но участники эксперимента, которые с детства говорили на двух языках, испытывали существенно меньшую задержку в своих реакциях во время переключения задач по сравнению с теми, кто говорил только на одном языке. Это свидетельствует о том, что они используют свой мозг намного более эффективно.

Изучение языков развивает многозадачность мозга


Ученые предполагают, что области мозга, связанные с переходом с одного языка на другой, связаны с теми участками, которые участвуют в переключении с одной задачи на другую. Таким образом, действие регулярного перехода с одного языка на второй язык с самых ранних лет тренирует и усиливает эффективность тех участков головного мозга, которые связаны с изменением постановки задач.

Еще в одном исследовании, проведенном психологами из Йоркского университета в Торонто, было обследовано более пятиста пожилых пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера. При этом, половина участников исследования были билингвами. Оказалось, что у двуязычных пациентов симптомы болезни начали проявляться в среднем на пять лет позже, чем у владеющих одним языком.

Удивительно, но компьютерная томография мозга больных болезнью Альцгеймера показала, что у двуязычных пациентов клиническая картина развития болезни выглядит намного лучше.

Исследователям предстоит еще целый ряд опытов и экспериментов для научного объяснения этого феномена. Но уже сейчас ясно, что регулярная тренировка мозга, постановка сложных задач, требующих быстрого переключения внимания, могут сослужить неплохую службу в старости, обеспечив заметно меньшее снижение производительности головного мозга и его многозадачности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика