среда, 27 мая 2015 г.

Роль второго плана. Почему в Татарстане популярна идея многоженства

Роль второго плана. Почему в Татарстане популярна идея многоженства

На прошлой неделе вновь вспыхнула дискуссия о многоженстве: якобы в Чечне опять выступают за легализацию этой нормы. В Татарстане идеи братьев по исламу разделяют не все. Но среди молодежи они популярны.


По своим канонам


25 мая муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов предложил легализовать многоженство для мусульман, так как в год в столице России и так регистрируются сотни полигамных браков. Чуть ранее Магомед Даудов, глава администрации президента Чечни также высказался за, но потом оговорился, что это сугубо его личное мнение. Новость так широко растиражировали многие СМИ, что пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков вынужден был прокомментировать, что к ним никто с идеей легализовать многожёнство не обращался. Но новейшая история России помнит, как в середине 90-х первый президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил в республике иметь не одну жену. Правда, долго шариатская норма не просуществовала и была отменена первым президентом России Борисом Ельциным.

Многожёнство, официально запрещённое светскими законами, разрешено шариатом. И в Татарстане многие не стесняются признаться в наличии второй, а то и третьей жены. В соцсетях молодые люди публикуют фото со свадьбы со второй женой, утверждая, что обе супруги счастливы и даже дружат между собой. Журналистке «АиФ-Казань» один «жених» и вовсе предложил стать … третьей.

«Однажды разговорилась с таксистом, - рассказывает Регина Бадрутдинова. – Вы­яснилось, что у него две жены. На вид ему было лет 45. Говорит, что его жены дружат, обе работают в одном месте: шьют мусульманскую одежду. Вторую жену он взял через 4 года после первой, и первая супруга была не против. Живут все вместе. Меня эта история удивила, ведь по мусульманским традициям брать нескольких жен мужчина может, если у него хватает средств на их содержание. А в их «семье» обе женщины работают, да и сам таксист небогат: ездит на обыкновенной «девятке».

«Духовное управление мусульман РТ не имеет права осуждать многоженцев, ведь это разрешено в Коране, - комментирует Рустам Батров, заместитель муфтия РТ по семейным вопросам. - Другое дело, что мужчины не всегда верно толкуют своё право: это не легализация любовницы, а дополнительная нагрузка и ответственность. Ислам очень четко трактует вопросы справедливости материального обеспечения каждой жены, проведения времени с ними. Нужно иметь не только хороший финансовый доход, но и большое сердце. Если муж не может обеспечить жену, она имеет право с ним развестись».

Бывает, что будущий муж обманывает женщину. «Аферисты пользуются тем, что Коран разрешает мусульманину иметь до четырех жён, - продолжает Батров. – Заключают брак с одной женщиной в ЗАГСе, затем находят девушку и проходят с ней обряд никах. Правила шариата не нарушены, но девушка остаётся обманутой: ведь официально зарегистрировать отношения в этом «браке» она уже не сможет».

Метод борьбы с многожёнцами в ДУМ Татарстана нашли: с 2015 года молодожёнам выдают свидетельства о никахе и вносят все данные в электронную базу. Так, девушка, обратившись в мечеть, может узнать, совершал ли ее жених обряд еще с кем-то. Но пока, говорит заммуфтия, за такой информацией девушки не обращались.

Жена или любовница?


«Социологические наблюдения говорят о том, что в последнее время в республике среди молодёжи есть случаи многожёнства, - констатирует Флюра Ильдарханова, директор НИЦ семьи и демо­графии АН РТ, доктор социологических наук. - Как рассказал мне один мужчина, у него есть жена, с которой он зарегистрирован, есть сын. К тому же 2 - 3 раза в неделю он ходит ко «второй жене», с которой не зарегистрирован. Там тоже родился сын. Этот мужчина обеспечивает обе семьи – легальную и нелегальную. И вроде бы все в понимании, в согласии находятся. И вроде бы это неплохо, если мужчина может материально и морально содержать обе семьи.

Но нельзя сказать, что это явление положительное. И в первой семье женщина переживает, и во второй переживает. А каково детям? Эта двойная жизнь болезненно сказывается и на них. Они тоже испытывают чувство ущербности. Особенно когда взрослеют, ощущают, что недополучили в семье что-то важное. К сожалению, сами родители не думают о чувствах детей, когда идут на такие поступки».

Об этом же на прошлой неделе сказал и врио президента Татарстана Рустам Минниханов, когда журналисты попросили его высказать своё отношение к многожёнству: «Я согласен с моей женой, она очень негативно к этому относится, - сказал он. - Для ребёнка жена - это мама. Наверное, для каждого из нас будет сложно, если будет по-другому. Надо исходить из этого. Я не поддерживаю многожёнство».

Без гармонии


«Одна из причин многожёнства – природная полигамность мужчин, - считает Гузель Дубивко, врач-сексолог высшей категории, кандидат медицинских наук. - Этим чаще всего оправдываются представители сильного пола. Но при желании объ­яснить можно всё, даже самые неблаговидные поступки. Играет роль и генетический фактор, и воспитание, и половая конституция. Некоторые женщины соглашаются делить супруга с другими по материальным мотивам, всё зависит от личностных особенностей женщины. Наверное, кто-то хотел бы устроиться таким вот образом и быть второй, и даже третьей женой».

Это, кстати, подтвердил и опрос читателей сайта kazan.aif.ru. 85% ответили, что отрицательно относятся к многожёнству, а 15% выбрали вариант «зависит от жизненной ситуации». «За» многоженство не высказался никто.

«Мужчины пытаются всё оправдать, объяснить. Но они описывают только один аспект этой ситуации и только со своей точки зрения. Мы не знаем, что об этом думают их жёны, - считает сексолог. - В нюансах их поведения просматривается чувство ущербности, неполноценности. Ведь получается, что она одна не может удовлетворить супруга, и поэтому он берёт вторую, третью… В среднем для достижения гармонии в супружеских отношениях требуется около полугода. А какая может быть гармония, если человек одновременно пытается строить отношения с одной, другой, третьей? Получается, все эти отношения поверхностные, мужчина разменивает себя, теряет энергию, свой потенциал.

Это явление сродни распущенности. Можно провести аналогию: узаконить многоженство – то же самое, что узаконить проституцию. Здесь есть свои плюсы и минусы, но минусов все-таки больше», считает Гузель Дубивко.

Не в наших традициях


Азат Ахунов, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, кандидат филологических наук:

- Во времена существования Казанской губернии иметь несколько жён могли себе позволить богатые сословия: купцы, муллы, известные люди. Точной статистики нет, историки ссылаются на цифры, приведённые Карлом Фуксом в своей книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», она вышла в 1844 году. Фукс пишет, что среди 6500 казанских татар только 55 человек имели 2 жены, 6 человек – по 3 жены и лишь два человека 4 жены. Причем многоженство не вело к росту населения. Случалось такое, что у многоженцев и вовсе не рождались дети. Встречались многодетные семьи, но их было не так много. Один татарин, 48 лет от роду, имел от 3 жён 7 сыновей и 2 дочерей. Другой, 45 лет, от 3 жен имел 4 дочери.

Быть не первой женой не считалось почетным. Татарки по психологии более близки к европейкам, чем к восточным женщинам. Выходить замуж за женатого мужчину они вынуждены были, если того хотели их родители.

Известным многожёнцем был казанский ахун Саттар Сагитов, который имел четыре жены, причем одна из них была из Бухары. Двух жен имел известный религиозный деятель – ишан Мухаммад-Закир Камалов. Две жены было у отца популярного советского писателя Аделя Кутуя.
Мария МАКСИМОВА, Ольга ЛЮБИМОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика