Завершая сегодня цикл рассказов об артистах-фронтовиках, добавлю, что, конечно, я выбрал судьбы самых известных и любимых артистов, уделяя, в первую очередь, внимание тем, кто воевал на фронтах Великой Отечественной. Безусловно, это не полный список, это - сотая, если не тысячная, часть тех актеров, режиссеров, операторов, которые воевали на передовой, служили во фронтовых бригадах, работали в тылу... Надеюсь еще вернуться к этой теме, тогда моя своеобразная "Книга Памяти" продолжится. Светлая память, тем, кого уже нет с нами, здоровья и сил тем, кто еще жив!!!
Советская и российская актриса театра и кино, старейшая актриса Ярославского драматического театра им. Ф.Волкова.
Софья родилась в большой многодетной семье. По первому образованию она – слесарь-монтажник авторемонтного сборочного завода и водитель грузового автотранспорта. Девушка водила грузовики на прииски по маршруту Невер–Алдан. В Ярославский драмтеатр имени Ф.Волкова она пришла в 1939 году. Когда началась война, молодая актриса репетировала роль Нины в «Маскараде» Лермонтова.
С первых же дней войны Аверичева пошла в народное ополчение. Ее стали готовить для работы в тылу врага и в подполье, ежедневно занимались с курсантами немецким языком. Кроме того, девушка освоила мотоцикл и в 1942 году стала бойцом отдельной 225-й разведроты 234-й Ярославской коммунистической стрелковой дивизии. Эта дивизия прошла боевой путь от Москвы до Эльбы. Сначала Софья была бойцом-разведчиком, потом автоматчиком, часто ходила в глубокий тыл к немцам. Дважды была ранена, но возвращалась в строй.
После окончания войны актриса снова пришла в родной театр. Но актерская карьера начала складываться не так, как хотелось бы. Об актрисе все говорили как о фронтовичке. Аверичева работала в театрах Уфы, Ленинграда, Орла, Ростова Великого, но затем вновь вернулась в Ярославль. За годы работы в театре она сыграла более ста ролей. В кино снялась лишь дважды в эпизодах фильмов «Люди, как реки» (1968) и «Чужая» (1978).
На фронте Софья Петровна вела дневник, который лег в основу книги «Дневники разведчицы» и был издан. Имеет 18 боевых наград, среди которых: Знак «Отличный разведчик», ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, две медали «За отвагу» и др. В прошлом году отметила 100-летие.
Советская и российская актриса театра и кино, педагог, народная артистка СССР (1978), Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Казахской ССР, Почётная казачка, полковник казачьих войск, лауреат премий кинофестиваля «Созвездие» (2000), «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2001), «Триумф» (2002), «Кумир» (2003), «Сокровищница Родины» (2004), «Звезда Театрала» (2009), премии апостола Андрея Первозванного «Вера и верность» (2013).
Элина Быстрицкая родилась в семье военного врача-инфекциониста. Во время войны училась на курсах медсестёр, работала санитаркой во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Сталино (ныне Донецк). В 1944 году поступила в медицинский техникум, который окончила в 1947 году. В конце 1940-х Быстрицкая начала заниматься в художественной самодеятельности.
Под давлением отца в 1947 году девушка поступила в Нежинский педагогический институт, но через год бросила учебу и сдала экзамены на актёрский факультет Киевского института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого (курс Л. А. Олейника), который окончила в 1953 году. Работала в Вильнюсском русском драматическом театре (1953-1956), в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина (19561958), в 1958 году была принята в труппу Малого театра, в котором служит по сей день.
В 1950 году Быстрицкая дебютировала в кино в фильме «В мирные дни». В фильмографии актрисы 16 кинофильмов, среди которых: «Неоконченная повесть» (1955), «Тихий Дон» (1957-1958), «Добровольцы» (1958), «Всё остаётся людям» (1963), «Русский сувенир» (1960), «Дачники» (1966), «Семь дней после убийства» (1991), «Бабий Яр» (2002), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005), «Возвращение Мухтара» (2006) и другие.
Награждена двумя орденами «Знак Почёта», орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степени (1998, 2008), Отечественной войны II степени (1985), Октябрьской Революции (1988), Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Ростовской областью» (2013), медалями Жукова, «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
юбилейными медалями к годовщинам Победы.
Советская и российская актриса.
Зоя Василькова в возрасте 17 лет в июле 1943 года ушла добровольцем на фронт. В звании сержанта служила старшим метеорологом метеослужбы 7-го корпуса Противовоздушной обороны. В ходе боевых действий была ранена и контужена.
В 1949 году закончила курс В. Ванина ВГИКа, после чего вошла в штат Театра-студии киноактёра, а с 1959 года работала актрисой киностудии имени М. Горького. Снялась в 55 фильмах, сыграв целую галерею острохарактерных героинь от графинь и нянек до современных дамочек.
Актриса была замужем за Юрием Чекулаевым, поэтому в 1960-е годы снималась под фамилией мужа. Дебютировала в кино в фильме «Сёстры» (1957). Много играла в киносказках Александра Роу, Александра Птушко и других режиссеров: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Руслан и Людмила» (1972) и др. Среди других запоминающихся работ эпизоды в фильмах: «Девять дней одного года» (1961), «Гранатовый браслет» (1964), «Дядюшкин сон» (1967), «Цыган» (1967), «Двенадцать стульев» (1971), «Джентльмены удачи» (1971), «Судьба» (1977), «Инкогнито из Петербурга» (1978), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Юность Петра» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «34-й скорый» (1982), «Вечный зов» (1983), «Сочинение ко Дню Победы» (1998).
Зоя Николаевна умерла 1 июня 2008 года в Санкт-Петербурге.
Советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Грузинской ССР (1966), народная артистка Грузии.
В 1940 году Екатерина окончила театральный институт имени Ш.Руставели в Тбилиси и была принята в труппу Кутаисского драмтеатра имени Л.Месхишвили. Проработав там до 1942 года, актриса ушла добровольцем на фронт, служила в зенитных частях войск ПВО. В 1943 году вернулась к театральной карьере, играла на сцене театров в городах Хашури (Рабочий драматический театр Хашури), Гори (Горийский драмтеатр им. Г. Эристави), Телави (Драматический театр Телави). В 1956 году Верулашвили стала актрисой академического драмтеатра имени Котэ Марджанишвили в Тбилиси.
В кино дебютировала в 1963 году в роли крестьянки в фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион». Актрису называют королевой эпизода, ее героини - простые женщины, смешные и крикливые, добрые и весёлые. Появление актрисы на экране всегда вызывало улыбку. Актриса снялась в 12 фильмах, среди которых: «Свадьба» (1964), «Я вижу солнце» (1966), «Не горюй!» (1969), «Звезда моего города» (1970), «Совсем пропащий» (1972). Самая известная роль в кино, которая принесла Верулашвили всесоюзную популярность - мать Аладдина в сказке «Волшебная лампа Аладдина» (1966).
Советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1985), старейшая актриса театра имени Моссовета.
В 1937 году был расстрелян её отец, экономист Павел Васильевич Карташов, мать и Ирину, проучившуюся четыре года в Ленинградском хореографическом техникуме, отправили в ссылку, где девочка и окончила среднюю школу. В 1940 году Ирина возвращается в Ленинград, поступает в Ленинградский театральный институт, но 8 сентября 1941 года после первого курса, буквально за день до начала блокады последним поездом она уезжает в Саранск в поисках скрывавшейся от повторной высылки матери. В Саранске девушка устроилась почтальоном в госпиталь, участвовала в госпитальной самодеятельности. Позже ее пригласили в Мордовский государственный музыкально-драматический театр в Саранске, где Карташова прослужила актрисой до 1947 года.
На фронт 20-летняя девушка попала в 1943 году в составе фронтовой концертной бригады артистов мордовского театра. Актриса побывала в самом пекле, на Орловско-Курской дуге. В Ленинград Карташова вернулась в 1944 году, а в 1947 году была принята в труппу Московского театра имени Моссовета. Из-за востребованности в театре, в кино начала сниматься в конце 1970-х, в фильмографии актрисы 10 фильмов, среди которых: «Дальше – тишина» (1978), «Живой труп» (1987), «Село Степанчиково и его обитатели» (1989), «Фома Опискин» (1999), «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского» (1999), «Омут» (2007), сериал «Ефросинья» (2010, 20120) и др.
Советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1966).
После начала войны Евгения Козырева добровольцем ушла на фронт, с мая 1942 года служила в должности заместителя политрука автороты 780-го батальона аэродромного обслуживания. Затем занимала должность секретаря политотдела 1-й воздушной истребительной армии ПВО. После демобилизации решила стать актрисой. В 1951 году Козырева окончила актёрский факультет ГИТИС и была принята в труппу Московского драмтеатра имени В. В. Маяковского. С 1961 года Евгения Николаевна стала преподавать актерское мастерство в ГИТИСе. В 1971 году актриса после разногласий с новым режиссером театра имени Маяковского Андреем Гончаровым ушла из театра.
В кино Козырева снималась с 1956 года, дебютировав в фильме «Обыкновенный человек» (1956). В этом же году актриса сыграла свою самую известную роль в кино – знаменитую актрису Мадлен Тибо в картине Михаила Рома «Убийство на улице Данте» (1956). Среди других 11 киноработ фильмы: «Неповторимая весна» (1957), «Часы остановились в полночь» (1958), «Пять дней, пять ночей» (1960), «Июльский дождь» (1966), «Медея» (1967), «Посол Советского Союза» (1969) и др.
Награждена орденом Отечественной войны II степени (1985), медалью «За боевые заслуги» (1944), юбилейными медалями.
Советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1969).
Родилась в семье тульского оружейника. По окончании школы Антонина уехала в столицу и поступила на актёрский факультет ГИТИСа, который окончила в 1938 году. Еще во время учёбы, в 1936 году, снялась в главной роли в фильме Григория Рошаля «Зори Парижа», сыграв молодую французскую революционерку Катрин Миляр. Во время съёмок фильма у Максимовой случился роман с исполнителем главной роли, актером Театра им. Вахтангова Дмитрием Дорлиаком. Максимова родила ребенка, который умер ещё в младенчестве, а через год после этого умер от брюшного тифа Дмитрий Дорлиак. Оправившись после личной трагедии, Антонина Максимова в 1939 году поступила в труппу Московского театра «Комедия», а в 1940 году переехала в Саратов, где стала играть на сцене театра драмы имени Карла Маркса. До войны были также сыграны небольшие роли в фильмах «Петербургская ночь» (1934), «Моряки» (1939) и «Воздушная почта» (1939).
В начале войны актриса добровольцем ушла на фронт, до 1943 года служила в качестве радистки. Затем была зачислена в состав 1-го фронтового театра ВТО, где играла до окончания войны. В 1946 году Максимова отыграла один сезон в драмтеатре Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ), а августе 1947 года была зачислена в штат киностудии «Мосфильм» и труппу Театра-студии киноактёра, в котором прослужила до конца жизни. С конца 1940-х годов актриса активно снималась в кино, сыграв в почти 30 фильмах. Ее героинями были, в основном, военные, чиновницы, учительницы, матери, представительницы интеллигенции. Среди фильмов, в которых снялась Максимова, были: «Суд чести» (1948), «Тайна двух океанов» (1955), «Попрыгунья» (1955), «Приходите завтра» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Мальчики» (1971), «Зимородок» (1972), «Как закалялась сталь» (1975), «Ленин в Париже» (1980) и др.
Самыми лучшими ролями актрисы считаются служанка Эмилия в «Отелло» Сергея Юткевича (1955), мать Алёши Скворцова в «Балладе о солдате» Григория Чухрая (1959) и Елизавета Кондратьевна в фильме «Твой современник» Юлия Райзмана (1967). Проработав в Театре-студии киноактёра сорок лет, в последние годы жизни, работы у Максимовой стало меньше, начались проблемы со здоровьем – у нее обнаружили онкологическую болезнь. Умерла актриса 4 октября 1986 года в онкологическом центре на Каширском шоссе, не дожив один месяц до своего семидесятилетия.
Советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1968), супруга народного артиста РСФСР Николая Александровича Боярского (1922-1988).
В 1940 году поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, но после первого курса ушла добровольцем на фронт и в годы войны была медсестрой. В 1943 году вернулась в Ленинград и продолжила учебу в театральном институте (курс Н. Е. Серебрякова и В. В. Меркурьева), который окончила в 1948 году. Актёрскую деятельность начала ещё студенткой на сцене Ленинградского Большого драматического театра (БДТ) им. М.Горького. После окончания института стала актрисой Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр), прослужив там до конца жизни.
В кино дебютировала в 1944 году, снявшись в фильмах «Жила-была девочка» и «Морской батальон». В фильмографии актрисы 24 фильма, среди них: «Константин Заслонов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1952), «Мы с вами где-то встречались» (1954), «Дорогой мой человек» (1958), «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Зелёная карета» (1967), «Живой труп» (1968), «Царевич Проша» (1974), «Шаг навстречу» (1975). Лидия Петровна Штыкан умерла в 1982 году во время гастролей театра им. Пушкина в Перми.
Софья Петровна Аверичева
Родилась 10 сентября 1914 года в Амурском краеСоветская и российская актриса театра и кино, старейшая актриса Ярославского драматического театра им. Ф.Волкова.
Софья родилась в большой многодетной семье. По первому образованию она – слесарь-монтажник авторемонтного сборочного завода и водитель грузового автотранспорта. Девушка водила грузовики на прииски по маршруту Невер–Алдан. В Ярославский драмтеатр имени Ф.Волкова она пришла в 1939 году. Когда началась война, молодая актриса репетировала роль Нины в «Маскараде» Лермонтова.
С первых же дней войны Аверичева пошла в народное ополчение. Ее стали готовить для работы в тылу врага и в подполье, ежедневно занимались с курсантами немецким языком. Кроме того, девушка освоила мотоцикл и в 1942 году стала бойцом отдельной 225-й разведроты 234-й Ярославской коммунистической стрелковой дивизии. Эта дивизия прошла боевой путь от Москвы до Эльбы. Сначала Софья была бойцом-разведчиком, потом автоматчиком, часто ходила в глубокий тыл к немцам. Дважды была ранена, но возвращалась в строй.
После окончания войны актриса снова пришла в родной театр. Но актерская карьера начала складываться не так, как хотелось бы. Об актрисе все говорили как о фронтовичке. Аверичева работала в театрах Уфы, Ленинграда, Орла, Ростова Великого, но затем вновь вернулась в Ярославль. За годы работы в театре она сыграла более ста ролей. В кино снялась лишь дважды в эпизодах фильмов «Люди, как реки» (1968) и «Чужая» (1978).
На фронте Софья Петровна вела дневник, который лег в основу книги «Дневники разведчицы» и был издан. Имеет 18 боевых наград, среди которых: Знак «Отличный разведчик», ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, две медали «За отвагу» и др. В прошлом году отметила 100-летие.
Элина Авраамовна Быстрицкая
Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, Украинская ССРСоветская и российская актриса театра и кино, педагог, народная артистка СССР (1978), Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Казахской ССР, Почётная казачка, полковник казачьих войск, лауреат премий кинофестиваля «Созвездие» (2000), «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2001), «Триумф» (2002), «Кумир» (2003), «Сокровищница Родины» (2004), «Звезда Театрала» (2009), премии апостола Андрея Первозванного «Вера и верность» (2013).
Элина Быстрицкая родилась в семье военного врача-инфекциониста. Во время войны училась на курсах медсестёр, работала санитаркой во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Сталино (ныне Донецк). В 1944 году поступила в медицинский техникум, который окончила в 1947 году. В конце 1940-х Быстрицкая начала заниматься в художественной самодеятельности.
Под давлением отца в 1947 году девушка поступила в Нежинский педагогический институт, но через год бросила учебу и сдала экзамены на актёрский факультет Киевского института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого (курс Л. А. Олейника), который окончила в 1953 году. Работала в Вильнюсском русском драматическом театре (1953-1956), в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина (19561958), в 1958 году была принята в труппу Малого театра, в котором служит по сей день.
В 1950 году Быстрицкая дебютировала в кино в фильме «В мирные дни». В фильмографии актрисы 16 кинофильмов, среди которых: «Неоконченная повесть» (1955), «Тихий Дон» (1957-1958), «Добровольцы» (1958), «Всё остаётся людям» (1963), «Русский сувенир» (1960), «Дачники» (1966), «Семь дней после убийства» (1991), «Бабий Яр» (2002), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005), «Возвращение Мухтара» (2006) и другие.
Награждена двумя орденами «Знак Почёта», орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степени (1998, 2008), Отечественной войны II степени (1985), Октябрьской Революции (1988), Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Ростовской областью» (2013), медалями Жукова, «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
юбилейными медалями к годовщинам Победы.
Зоя Николаевна Василькова
4 мая 1926 года, Ленинград – 1 июня 2008 года, Санкт-ПетербургСоветская и российская актриса.
Зоя Василькова в возрасте 17 лет в июле 1943 года ушла добровольцем на фронт. В звании сержанта служила старшим метеорологом метеослужбы 7-го корпуса Противовоздушной обороны. В ходе боевых действий была ранена и контужена.
В 1949 году закончила курс В. Ванина ВГИКа, после чего вошла в штат Театра-студии киноактёра, а с 1959 года работала актрисой киностудии имени М. Горького. Снялась в 55 фильмах, сыграв целую галерею острохарактерных героинь от графинь и нянек до современных дамочек.
Актриса была замужем за Юрием Чекулаевым, поэтому в 1960-е годы снималась под фамилией мужа. Дебютировала в кино в фильме «Сёстры» (1957). Много играла в киносказках Александра Роу, Александра Птушко и других режиссеров: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Руслан и Людмила» (1972) и др. Среди других запоминающихся работ эпизоды в фильмах: «Девять дней одного года» (1961), «Гранатовый браслет» (1964), «Дядюшкин сон» (1967), «Цыган» (1967), «Двенадцать стульев» (1971), «Джентльмены удачи» (1971), «Судьба» (1977), «Инкогнито из Петербурга» (1978), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Юность Петра» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «34-й скорый» (1982), «Вечный зов» (1983), «Сочинение ко Дню Победы» (1998).
Зоя Николаевна умерла 1 июня 2008 года в Санкт-Петербурге.
Екатерина Варламовна Верулашвили
27 июля 1917 – 29 сентября 1973Советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Грузинской ССР (1966), народная артистка Грузии.
В 1940 году Екатерина окончила театральный институт имени Ш.Руставели в Тбилиси и была принята в труппу Кутаисского драмтеатра имени Л.Месхишвили. Проработав там до 1942 года, актриса ушла добровольцем на фронт, служила в зенитных частях войск ПВО. В 1943 году вернулась к театральной карьере, играла на сцене театров в городах Хашури (Рабочий драматический театр Хашури), Гори (Горийский драмтеатр им. Г. Эристави), Телави (Драматический театр Телави). В 1956 году Верулашвили стала актрисой академического драмтеатра имени Котэ Марджанишвили в Тбилиси.
В кино дебютировала в 1963 году в роли крестьянки в фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион». Актрису называют королевой эпизода, ее героини - простые женщины, смешные и крикливые, добрые и весёлые. Появление актрисы на экране всегда вызывало улыбку. Актриса снялась в 12 фильмах, среди которых: «Свадьба» (1964), «Я вижу солнце» (1966), «Не горюй!» (1969), «Звезда моего города» (1970), «Совсем пропащий» (1972). Самая известная роль в кино, которая принесла Верулашвили всесоюзную популярность - мать Аладдина в сказке «Волшебная лампа Аладдина» (1966).
Ирина Павловна Карташова
Родилась 4 ноября 1922 года в ПетроградеСоветская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1985), старейшая актриса театра имени Моссовета.
В 1937 году был расстрелян её отец, экономист Павел Васильевич Карташов, мать и Ирину, проучившуюся четыре года в Ленинградском хореографическом техникуме, отправили в ссылку, где девочка и окончила среднюю школу. В 1940 году Ирина возвращается в Ленинград, поступает в Ленинградский театральный институт, но 8 сентября 1941 года после первого курса, буквально за день до начала блокады последним поездом она уезжает в Саранск в поисках скрывавшейся от повторной высылки матери. В Саранске девушка устроилась почтальоном в госпиталь, участвовала в госпитальной самодеятельности. Позже ее пригласили в Мордовский государственный музыкально-драматический театр в Саранске, где Карташова прослужила актрисой до 1947 года.
На фронт 20-летняя девушка попала в 1943 году в составе фронтовой концертной бригады артистов мордовского театра. Актриса побывала в самом пекле, на Орловско-Курской дуге. В Ленинград Карташова вернулась в 1944 году, а в 1947 году была принята в труппу Московского театра имени Моссовета. Из-за востребованности в театре, в кино начала сниматься в конце 1970-х, в фильмографии актрисы 10 фильмов, среди которых: «Дальше – тишина» (1978), «Живой труп» (1987), «Село Степанчиково и его обитатели» (1989), «Фома Опискин» (1999), «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского» (1999), «Омут» (2007), сериал «Ефросинья» (2010, 20120) и др.
Евгения Николаевна Козырева
20 октября 1920, Смоленск – 6 декабря 1992, МоскваСоветская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1966).
После начала войны Евгения Козырева добровольцем ушла на фронт, с мая 1942 года служила в должности заместителя политрука автороты 780-го батальона аэродромного обслуживания. Затем занимала должность секретаря политотдела 1-й воздушной истребительной армии ПВО. После демобилизации решила стать актрисой. В 1951 году Козырева окончила актёрский факультет ГИТИС и была принята в труппу Московского драмтеатра имени В. В. Маяковского. С 1961 года Евгения Николаевна стала преподавать актерское мастерство в ГИТИСе. В 1971 году актриса после разногласий с новым режиссером театра имени Маяковского Андреем Гончаровым ушла из театра.
В кино Козырева снималась с 1956 года, дебютировав в фильме «Обыкновенный человек» (1956). В этом же году актриса сыграла свою самую известную роль в кино – знаменитую актрису Мадлен Тибо в картине Михаила Рома «Убийство на улице Данте» (1956). Среди других 11 киноработ фильмы: «Неповторимая весна» (1957), «Часы остановились в полночь» (1958), «Пять дней, пять ночей» (1960), «Июльский дождь» (1966), «Медея» (1967), «Посол Советского Союза» (1969) и др.
Награждена орденом Отечественной войны II степени (1985), медалью «За боевые заслуги» (1944), юбилейными медалями.
Антонина Михайловна Максимова
7 ноября 1916, Тула - 4 октября 1986, МоскваСоветская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1969).
Родилась в семье тульского оружейника. По окончании школы Антонина уехала в столицу и поступила на актёрский факультет ГИТИСа, который окончила в 1938 году. Еще во время учёбы, в 1936 году, снялась в главной роли в фильме Григория Рошаля «Зори Парижа», сыграв молодую французскую революционерку Катрин Миляр. Во время съёмок фильма у Максимовой случился роман с исполнителем главной роли, актером Театра им. Вахтангова Дмитрием Дорлиаком. Максимова родила ребенка, который умер ещё в младенчестве, а через год после этого умер от брюшного тифа Дмитрий Дорлиак. Оправившись после личной трагедии, Антонина Максимова в 1939 году поступила в труппу Московского театра «Комедия», а в 1940 году переехала в Саратов, где стала играть на сцене театра драмы имени Карла Маркса. До войны были также сыграны небольшие роли в фильмах «Петербургская ночь» (1934), «Моряки» (1939) и «Воздушная почта» (1939).
В начале войны актриса добровольцем ушла на фронт, до 1943 года служила в качестве радистки. Затем была зачислена в состав 1-го фронтового театра ВТО, где играла до окончания войны. В 1946 году Максимова отыграла один сезон в драмтеатре Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ), а августе 1947 года была зачислена в штат киностудии «Мосфильм» и труппу Театра-студии киноактёра, в котором прослужила до конца жизни. С конца 1940-х годов актриса активно снималась в кино, сыграв в почти 30 фильмах. Ее героинями были, в основном, военные, чиновницы, учительницы, матери, представительницы интеллигенции. Среди фильмов, в которых снялась Максимова, были: «Суд чести» (1948), «Тайна двух океанов» (1955), «Попрыгунья» (1955), «Приходите завтра» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Мальчики» (1971), «Зимородок» (1972), «Как закалялась сталь» (1975), «Ленин в Париже» (1980) и др.
Самыми лучшими ролями актрисы считаются служанка Эмилия в «Отелло» Сергея Юткевича (1955), мать Алёши Скворцова в «Балладе о солдате» Григория Чухрая (1959) и Елизавета Кондратьевна в фильме «Твой современник» Юлия Райзмана (1967). Проработав в Театре-студии киноактёра сорок лет, в последние годы жизни, работы у Максимовой стало меньше, начались проблемы со здоровьем – у нее обнаружили онкологическую болезнь. Умерла актриса 4 октября 1986 года в онкологическом центре на Каширском шоссе, не дожив один месяц до своего семидесятилетия.
Лидия Петровна Штыкан
26 июня 1922, Петроград - 11 июня 1982, ПермьСоветская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1968), супруга народного артиста РСФСР Николая Александровича Боярского (1922-1988).
В 1940 году поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, но после первого курса ушла добровольцем на фронт и в годы войны была медсестрой. В 1943 году вернулась в Ленинград и продолжила учебу в театральном институте (курс Н. Е. Серебрякова и В. В. Меркурьева), который окончила в 1948 году. Актёрскую деятельность начала ещё студенткой на сцене Ленинградского Большого драматического театра (БДТ) им. М.Горького. После окончания института стала актрисой Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр), прослужив там до конца жизни.
В кино дебютировала в 1944 году, снявшись в фильмах «Жила-была девочка» и «Морской батальон». В фильмографии актрисы 24 фильма, среди них: «Константин Заслонов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1952), «Мы с вами где-то встречались» (1954), «Дорогой мой человек» (1958), «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Зелёная карета» (1967), «Живой труп» (1968), «Царевич Проша» (1974), «Шаг навстречу» (1975). Лидия Петровна Штыкан умерла в 1982 году во время гастролей театра им. Пушкина в Перми.
Парашутов
Комментариев нет:
Отправить комментарий