В этой стране один из самых низких уровней рождаемости в Европе.
Блоги и форумы, в которых рассказывается о воспитании детей в Германии, особенно противоречивы: там обширная славянская диаспора, поэтому русскоязычных текстов много, и все они по-разному эмоционально заряжены. Кто-то возмущается невероятной избалованностью немецких детей, кто-то — удивляется их педантизму и точности, кто-то сетует, что государство никак не помогает матерям, кто-то, наоборот, считает немецкую систему охраны материнства и детства идеалом.
В любом случае детей в Германии растят по-особенному: не каждый славянин готов воспринять такой педагогический опыт.
Нашему глазу немецкие дети кажутся невероятно избалованными: они лезут везде, пачкаются и мажутся, кричат и дерутся, берут чужие игрушки и жадничают давать свои, и вообще ведут себя крайне непосредственно везде. И все это — с полного одобрения мам, нянь и воспитательниц.
Вообще вмешиваться в дела детей, командовать их взаимоотношениями, и уж тем более требовать не пачкаться в песочнице — дурной тон на площадках Германии. Личная жизнь ребенка неприкосновенна — так же, как и личная жизнь его матери, поэтому мама, если хочет, может отойти от площадки, выкурить сигарету, поболтать с подругой по телефону — и ни одна проходящая мимо бабушка даже не подумает отпустить в ее адрес ядовитого замечания.
В немецких домах обязательно есть детская комната — даже бездетные пары, снимая жилье на долгий срок, стараются заранее побеспокоится о детской. Там ребенок может делать что угодно, хоть червей разводить. Зато на остальных квадратных метрах — идеальный порядок и соответствие родительским правилам.
Родители не считают, что должны подстраивать свое пространство под нужды детей — как и дети не должны делать этого со своими комнатами.
Детских садов в нашем понимании в Германии нет. Есть детские учреждения, в которых обеспечивается уход за детьми в первой половине дня, можно найти такие, которые примут детей до четырех. Большой выбор частных клубов, групп, садиков, детских комнат при религиозных общинах — но немецкие мамы стараются попасть в государственные сады, становясь на очередь сразу после выхода из роддома.
В садиках там обучением не занимаются — немецкий ребенок к символическому садовскому выпускному должен уметь оперировать логическими понятиями, рисовать, петь, лепить, словом, проявлять себя творчески – читать и считать его научат в школе.
Дети беспрерывно что-то мастерят, выдумывают, изобретают, устраивают ярмарки-распродажи своих изделий, никогда не смотрят мультики и вообще телевизор начинают смотреть где-то к восьми годам — если начинают.
Очень популярны в детских садах и клубах совместные встречи детей, воспитателей и родителей — на них могут обсуждаться какие угодно вопросы, от плохого поведения какого-то ребенка до режима дня или воспитательных методов персонала. Встречи эти всегда результативны — обсудили, решили, выполнили.
Горячее питания в садиках есть не всегда, поскольку сады не обязательно работают полный день. Дети приносят с собой завтраки, если нужна добавка — на кухне есть мюсли, фрукты, молоко. Зато есть комната для отдыха, куда всегда можно удалиться от общей игры или шумных занятий, и там поваляться на полу, почитать, порисовать и вообще абстрагироваться от коллектива. Вообще, кстати, никакого диктата коллектива в немецких садиках нет.
Что еще режет глаз нашим мамам в Германии - отношение к здоровью. Температура до 38 здесь вообще не считается проблемой, и родители могут запросто привести кашляющего-чихающего ребенка в сад, и не из вредности — а потому что им в голову не придет напрягаться из-за легкой простуды.
В детских учреждениях очень распространен педикулез — но переживают по этому поводу только славянские мамы, немецкие просто моют голову ребенка специальным шампунем – и забывают об этом до следующего раза.
Ну и, конечно, одежда — наши дети, привыкшие ходить в садик в нарядном, поначалу даже не различают, где у них в группе девочки, а где — мальчики. Футболочки, шортики, стрижки — главное, чтобы удобно.
Но что интересно — при всей кажущейся хаотичности детских занятий в дошкольном возрасте к школе почти все они имеют представление о системе и порядке — ведь невозможно ничего достойного нарисовать, слепить, изобрести, если ты не познал систему практического знания, в итоге методология будущих наук приходит детям не через голову — когда ее туда забьют учителя — а через руки. Впрочем, именно поэтому немецкие дети в школе сильны в практике — и не очень-то в теории.
Немецкие родители не делают детей центром своего мира — оттого у многих детей создается ощущение, что они растут сами по себе. Один, редко — два ребенка в семье, отданных на воспитание няням, при серьезно и увлеченно работающих родителях — вот обычная немецкая модель семьи.
Говорят, в Германии — очень ответственные отцы и не слишком эмоциональные матери, потому что рожают детей поздно, когда мужчина уже озабочен наследником, а женщина как раз только-только начинает делать первые существенные шаги в карьере.
Но вымирание Германии не грозит — немцы построили сильное, привлекательное государство, в котором оседает все больше иммигрантов с детьми, несмотря даже на отсутствие широкой сети детских садов и института бабушек. Эти дети охотно учат немецкий язык и постепенно перенимают немецкую систему ценностей — несмотря на то, что никакого видимого порядка в ее насаждении в детских душах вроде бы не наблюдается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий