вторник, 15 сентября 2015 г.

Челюскинцы Тайна экспедиции



Эту историю люди узнали от Эдуарда Белимова – кандидата филологических наук, проработавшего более 20-ти лет в Новосибирском электротехническом институте на кафедре иностранных языков. Затем он уехал со своей женой в Израиль, где и познакомился с человеком, поведавшим ему историю экспедиции Челюскинцев.

А Вы сами когда-нибудь задумывались, читая про героическую исследовательскую экспедицию Челюскинцев, которой Родина не уставала гордиться многие десятилетия, зачем она была направлена во льды Северного Ледовитого океана, к тому же зимой, когда полярная ночь и воды прибрежных морей скованы льдом?

А Вам не приходил в голову элементарный вопрос, зачем в такую опасную экспедицию были отправлены дети и даже беременная женщина?

Представьте, что Вы отправляетесь в полярные льды зимой, пришла бы Вам в голову гениальная мысль взять с собой ребятишек и беременных женщин? Уверен, нет, нет и ещё раз нет!

А почему бы Папанинцам было не взять с собой своих жён и детей, это мероприятие не более опасное, чем плавание в полярную ночь на судне, не приспособленном для нахождения во льдах. Я имею некоторое представление об экспедиции Папанинцев, так как читал воспоминания всех его участников.

И если всё было так, как до сих пор ярые историки из советских времён описывают это мероприятие, то не логичней было бы во время 5-ти месячного дрейфа корабля во льдах эвакуировать на Большую землю авиацией женщин и малых детей. Но этого не сделали. Так в чём же дело?

А дело было так. Геологи в начале тридцатых годов обнаружили на Чукотке крупнейшее месторождение олова и других ценнейших сопутствующих металлов. Олово Россия в то время закупала за рубежом.

Было принято решение освоить новое месторождение, добывать металл, а затем переправлять его на материк.

В Копенгагене в июне 1933-го года было спущено на воду, по заказу Советского Союза, два парохода водоизмещением 7,5 тысяч тонн обычного класса, для плавания в обычных водах. Один назвали «Челюскин», а другой «Пижма». Вот их и стали готовить для экспедиции. Только на Челюскине готовили каюты для членов экспедиции в составе 113-ти человек, а на Пижме переоборудовали трюмы для 2-х тысяч заключённых.

Датское правительство, узнав о намерениях СССР, направило Советскому правительству ноту, в которой говорилось, что данные судна совершенно не приспособлены к плаванию во льдах. Оно не хотело терять свою престижную марку судостроителей из-за гибели судов. (Ноту обнаружили в 1992-м году в архивах Политбюро ЦК КПСС при Ельцине). Однако, Сталин решил, что суда теперь принадлежат России, и страна имеет полное право использовать их там, где захочет.

В интернете до сих пор пишут, что Челюскин был ледокольным судном, и тут же рассказывают, что его первоначально сопровождал ледокол.

5-го декабря 1933-го года суда отчалили из Мурманска под фейерверки, музыку. Наверняка руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт понимал, что зима и полярная ночь не совсем то время, когда можно начинать такой поход, но приказ свыше не отменишь.

Капитаном Челюскина был Воронин, капитаном Пижмы – Чечкин, начальник конвоя – Кандыба. Кандыба плыл на Пижме, а его беременная жена на Челюскине в шикарной двухкомнатной каюте, отделанной красным деревом, с ванной.

Челюскин шёл впереди, Пижма несколько сзади. Приходилось из-за льдов постоянно маневрировать, уходя на сотни километров в сторону от курса. Только раз суда сошлись борт о борт 4-го января 1934-го года, когда жена Кандыбы, на выходе из Карского моря родила дочь. В честь такого события девочку назвали Карина.

Люди ехали жить на Чукотку, а посему на Челюскине плыли специалисты, а на Пижме – рабсила и конвой. Рабсила – это уголовники, политические, раскулаченные и даже священнослужители, среди которых выделялся митрополит Серафим, к которому уважительно относились даже уголовники и вохровцы.

Рабсила жила в страшной тесноте на нарах в три этажа, правда, в трюме было тепло, действовало паровое отопление, круглосуточно горел свет.

Пароход вошёл в Чукотское море, кончилась полярная ночь. Вот тут случилось то, что и должно было случиться. До чукотского посёлка Певека оставалось пройти каких-то300 километров, а до чистой воды и того меньше. Самое страшное произошло 13-го февраля 1934-го года, корабль зажало между двух ледяных полей, обшивка, как бумага под натиском льдов стала лопаться. Капитан Воронин по радио объявил, что бы все пассажиры немедленно покинули судно и сошли на лёд в связи с тем, что оно тонет. В 50-ти градусный мороз 104 человека высадились на лёд, в том числе 10 женщин и двое детей. 8 человек по разным причинам покинули экспедицию на мысе Челюскина. Завхоз Могилевич погиб при разгрузке, его прижало грузами на палубе во время крена.

Корабль тонул в течении 2-х часов, команда за это время успела выгрузить на лёд доски, кирпич необходимые для строительства бараков, всё было приготовлено на палубе заранее. Руководители экспедиции предвидели такой конец этой затеи.

Челюскинцы на льду.
 Кудрявцев Святослав Сергеевич
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика